- О компании
- Преимущества сотрудничества сo STAFFMAX
- Порядок сотрудничества
- Поиск вакансий
- Советы экспертов
- Вопросы и ответы
- Отзывы соискателей
- Наши клиенты
- Контактная информация
Соискателю
Всерьез и надолго! Как не надо проходить испытательный срок.
Услышать долгожданное «можете выходить на работу» — приятно. Однако на практике это означает всего лишь: «ну, ладно, попробуйте». «Вылететь» во время испытательного срока — дело нередкое. Чтобы этого не произошло с вами, не повторяйте, по меньшей мере, чужих ошибок. Комментируем три истории неправильного поведения на испытательном сроке.
Не вписался в повороты.
Антон Сергеевич никогда не сомневался в том, что общаться с людьми он умеет как никто другой. В своем родном исследовательском институте он проработал почти двадцать лет, и если бы не сокращение отдела, не ушел бы, даже несмотря на маленькую зарплату. Новую работу искал долго — возраст «за 45», в послужном списке — не густо, похвастаться особо нечем. Ученый, правда.
Помыкавшись несколько месяцев, Антон Сергеевич сумел попасть в отдел новых проектов одного успешного химико-технологического предприятия. Устраивался на работу он всего-то раз, два и обчелся, поэтому о возможных сложностях после трудоустройства даже не думал. Однако спустя полтора месяца шеф вызвал его к себе и предложил свою помощь в дальнейших поисках работы: «Вы, должно быть, неплохой специалист, но нам вы не подходите. Для нас слишком важно умение работать в команде».
Для Антона Сергеевича эта новость стала большой неожиданностью. Он, стержень НИИ, не умеет работать в команде? Да, народ здесь конечно, странноватый, но я-то причем?
Коллектив Антона Сергеевича невзлюбил с самого начала. Все остальные сотрудники отдела были моложе его, и этот факт позволил новому работнику чувствовать свое превосходство. Антон Сергеевич живо интересовался всем, что делалось в отделе, и тут же давал советы, рекомендации и указания. Он приводил в пример истории из своего опыта, без конца рассказывал о НИИ. Антон Сергеевич постоянно поучал. Защитная реакция не замедлила себя ждать — его перестали слушать и вообще принимать во внимание. Никто больше не рассказывал ему о собственной деятельности и не выслушивал с вежливой улыбкой советы «бывалого». Его игнорировали. Отдел трудился практически без него, а Антону Сергеевичу старались поручать лишь незначительные задачи. Естественно, спустя некоторое время эта картина стала видна и начальству.
Мораль. Увольнения по причине того, что сотрудник не вписался в коллектив — явление более распространенное, чем принято считать. Удачная социализация не менее важна, чем профессиональное соответствие. И тут важно не переборщить с крайностями: не замыкаться в себе, боясь вымолвить лишнее слово, но в то же время не навязываться со своими стереотипами корпоративного общения.
Еще одна причина для возможных проблем — разница в возрасте с другими сотрудниками. Разница в возрасте ни в большую, ни в меньшую сторону, не дает оснований для того, чтобы учить жизни или, напротив, ждать, что вас ей научат. Нужно постараться ощутить себя равнозначным и равноправным членом коллектива, и тогда возрастные различия сгладятся и не станут камнем преткновения.
Первым делом — коллектив?
Лариса работу нашла быстро, уволилась со старого места уже после того, как подыскала новое. Она устроилась бухгалтером в отдел из шести человек. Своей главной задачей она считала прийтись всем по душе и «влиться» в коллектив. А потому наблюдала, подражала, активно смеялась над шутками новых коллег, чай пила, в курилку ходила. Времени для этого было предостаточно: работой ее не загрузили, вручили только архивную папку со словами «ознакомься на досуге». «Ну, на досуге, значит, всегда успеется» — думала девушка. На прежней работе Лариса привыкла к тому, что работа в отделе кипит два раза в месяц — перед сдачей отчетностей. А в остальное время тишь да гладь. Поэтому девушка решила, что и в новой организации дело поставлено в том же духе.
В конце первой недели начальница отдела подошла к Ларисе и строго спросила: «Тебя ничего не смущает? Все в порядке? Вопросы есть?» Лариса испугалась и в ответ защебетала как можно более дружелюбно, что все отлично, и коллектив замечательный, и вообще ей все нравится. Начальница пожала плечами: «Ну, хорошо, значит». В начале следующей недели она вызвала Ларису и попросила к 12 подготовить «платежки». На часах было 11. «А я же не знаю, как у вас тут это принято! Я не успею…» — возмутилась сотрудница. «У нас тут принято работать! Почему ты не изучила документы в архиве? Почему до сих пор не попросила показать тебе, как это делается?» — тон начальницы был серьезнее некуда. «Я все ждала, когда мне объяснят…», — пролепетала Лариса. «Ты целую неделю ничего не делала, и даже не потрудилась полистать документы, задать вопросы! Я же спросила, все ли в порядке, и ты ответила — в полном! Если для тебя ничего не делать — порядок, тебе придется поискать другую работу!»
Мораль. Общение с коллегами важно, но все же вторично по отношению к главной причине, по которой вы получаете место — работе. Поэтому самое важное для испытательного срока — показать свой профессионализм и оправдать решение взять именно вас.
Одна из самых распространенных проблем испытуемых — пассивность. Нередки случаи, когда свежеиспеченные сотрудники ведут себя как первоклашки, и от возраста такая инфантильность не зависит. Они наивно полагают, что кто-то возьмет их за руку, все покажет и расскажет. Для работодателя такой сотрудник в лучшем случае не представляет особой ценности, так как безынициативен. А в ситуациях подобных вышеописанной — и вовсе кажется бездельником.
Без тормозов.
Игорь верил в себя, а еще в то, что другие тоже поверят — как только его хорошо узнают. Он долго подбирал место, в итоге предпочел всем остальным позицию менеджера в отдел продаж крупной международной компании. «Там уж точно есть, где развернуться!» — так он думал, когда терпеливо проходил этапы собеседования.
В первый же рабочий день он изучил все документы за текущий год, а домой ушел последним. Начальник дал ему задание на неделю. Игорь работал в офисе и дома, и сделал его в итоге за 2 дня. «Очень хорошо», — сказал шеф. И дал ему другое задание. Когда в конце недели Игорь сдавал второе, начальник заметил, что в предыдущем молодой человек сделал много ошибок, и в следующий раз лучше потратить больше времени на качество, чем нагружать лишней работой коллег. Новоиспеченный работник покивал, но продолжал выполнять все досрочно, но, к сожалению, с ошибками — он был уверен, что быстрота и составляет основной вес сотрудника.
«Почему вы уходите так поздно?» — спросил его как-то начальник. «Я просто засиживаюсь, работаю», — с гордостью ответил Игорь. Вскоре прыткого молодого сотрудника, то и дело допускающего проколы, прикрепили к более опытному Андрею, и новичок расценил это как оскорбление. Он не принимал во внимание советы коллеги, не стремился исправить ошибки, на которые тот ему указывал. Все потому, что Андрей был равным ему по должности, и, с точки зрения Игоря, не было никакого толка в том, чтобы стараться перед ним. Андрей сообщил о результатах шефства начальнику, и, посовещавшись, они сочли его неперспективным сотрудником. Игоря уволили.
Мораль. Желание выслужиться, доказать, показать, на что способен, очень часто вызывает непонимание, а вместе с тем и недовольство руководства, и в итоге оборачивается увольнением. Особенно распространена подобная ситуация при трудоустройстве после утомительных поисков работы, когда удержать место становится очень важно, или при первом опыте, когда хочется побыстрее начать «делать карьеру», или если вдруг посчастливится занять очень хорошую позицию. Но вместо того, чтобы вести себя адекватно должности и рекомендациям руководства, новички часто пытаются взять на себя больше, чем положено, а справляются с этим плохо.
Как бы ни складывались условия ваших первых дней, главное правило — не расслабляться, ведь самое сложное — впереди. Исполнять, слушать, наблюдать, анализировать, быть гибким и адекватным — вот, собственно, все, что требуется от новичка. А характер покажете потом.